2 января 2016, 02:26 нет комментариев

Совет предлагает внести серьезные корректировки в законопроект о совершенствовании общественного контроля

Поделиться

Совет при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека предлагает внести серьезные корректировки в законопроект о совершенствовании общественного контроля, подготовленный Министерством юстиции Российской Федерации в соответствии с поручением главы государства по итогам заседания.

Одобряя ряд содержащихся в документе новелл, например, предоставление членам общественных наблюдательных комиссий права на использование приборов контроля за состоянием микросреды в жилых и производственных помещениях, расширение списка мест принудительного содержания, которые вправе посещать члены ОНК, и т.д., Совет вынужден обратить внимание на то, что другие нормы угрожают независимости и могут привести к подрыву института общественного контроля в России в целом. 

Предложения по корректировке законопроекта содержатся в экспертном заключении Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека, подготовленном постоянной комиссией по содействию ОНК и реформе пенитенциарной системы и поддержанном большинством членов СПЧ по итогам заочного голосования.

Правозащитники не согласны с введением обязательного согласования кандидатур в члены ОНК с общественной палатой соответствующего субъекта Российской Федерации, которые могут пытаться урезать их самостоятельность и поставить под свой контроль; опасаются возможного разрешения сотрудникам администрации режимного учреждения прерывать беседу общественных контролеров с подозреваемыми или обвиняемыми, если они обсуждают вопросы, не относящиеся к соблюдению их прав; и не могут поддержать поправку о том, что членами  ОНК  не могут являться близкие родственники осужденных.

Вместе с тем, отмечается в заключении, некоторые ожидаемые гражданским обществом поправки в Федеральный Закон 76-ФЗ так и не нашли своего отражения в законопроекте.


 

Экспертное заключение Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека на проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания"

Совет при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека (далее – Совет) рассмотрел проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания» (законопроект № 949326-6) и принял следующее экспертное заключение.

Данный законопроект разработан Минюстом России во исполнение подпункта «б» пункта 2 Перечня поручений Президента по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека (№ Пр-2230 от 24.09.2013 г.).

Законопроектом предусматривается регламентация ряда вопросов, связанных с общественным контролем за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания:

Законопроектом предлагается внести ряд изменений в Федеральный закон от 10.06. 2008 № 76-ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания» и Федеральный закон от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».

Ряд содержащихся в законопроекте новелл, например, предоставление членам общественных наблюдательных комиссий (далее – ОНК) права на использование приборов контроля за состоянием микросреды в жилых и производственных помещениях, расширение списка мест принудительного содержания, которые вправе посещать члены ОНК, и т.д., Советом поддерживаются.

Вместе с тем ряд положений законопроекта нуждаются в серьезной корректировке, поскольку могут привести к снижению эффективности общественного контроля и подрыву его независимости, что противоречит целям, задачам и принципам общественного контроля, как они закреплены статьями 5 и 6 Федерального закона от 21.07.2014 № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации».

1. Нельзя согласиться с поправкой об обязательном согласовании кандидатуры в члены ОНК с общественной палатой соответствующего субъекта Российской Федерации. В настоящее время региональная общественная палата вправе высказаться по любой кандидатуре в состав ОНК; данное мнение носит рекомендательный характер и учитывается, если является обоснованным и направленным на наилучшее достижение целей и задач общественного контроля.

Однако в некоторых регионах руководители общественных палат пытаются поставить ОНК под свой контроль, урезать их самостоятельность как полноправных субъектов общественного контроля. При таком подходе принципиальные, активные и квалифицированные члены ОНК рассматриваются руководителями региональных общественных палат как деструктивная сила. В свою очередь, отстранение таких людей от участия в работе ОНК неизбежно ведет к профанации общественного контроля, повышает латентность реальных недостатков, нарушений и злоупотреблений, имеющих место в работе учреждений исполнения наказаний.

Принятие поправки об участии региональных общественных палат в формировании ОНК приведет к тому, что:

- уровень самостоятельности общественных наблюдательных комиссий снизится;

- вследствие этого упадет и уровень общественного доверия к результатам их деятельности;

-  из числа членов  ОНК будет исключен ряд неудобных, но грамотных и добросовестных участников общественного контроля, представляющих влиятельные и конструктивные общественные силы; 

- снизится качество общественного контроля, возрастет количество случаев его имитации.

С учетом изложенного, Совет полагает целесообразным изложить норму о правомочиях региональных общественных палат в следующей редакции: «Общественные палаты субъектов Российской Федерации вправе направлять свои отзывы на кандидатуры в состав комиссии соответствующего субъекта Российской Федерации. Общественные палаты оказывают общественным наблюдательным комиссиям содействие в получении помещений для работы, оказывают помощь с транспортом и связью, способствуют получению грантов на деятельность по осуществлению общественного контроля в местах принудительного содержания».

2. Крайне опасной представляется норма о том, что беседа членов  ОНК  с подозреваемыми или обвиняемыми прерывается, если они обсуждают вопросы, не относящиеся к соблюдению прав подозреваемых и обвиняемых в местах принудительного содержания.

Практику воспрепятствования общественному контролю путем надуманных замечаний членам ОНК о том, что обсуждаемые ими вопросы не относятся к предмету общественного контроля, Совет фиксировал неоднократно в различных СИЗО. Обычно беседы членов ОНК со следственно-арестованными прерываются, когда возникают темы применения пыток или бесчеловечного обращения при задержании и проведении оперативно-розыскных мероприятий, нарушения права на защиту путем навязывания адвоката «по назначению», неполучения ответов на обращения в органы суда и прокуратуры, оказания следственными органами давления на свидетелей и потерпевших.

По мнению Совета, защита прав человека в местах принудительного содержания существенно шире бытовых вопросов и затрагивает ряд аспектов, неразрывно связанных с нахождением лица в местах принудительного содержания, при  условии, что это не вопросы законности и обоснованности обвинения и приговора.

Принятие рассматриваемой поправки создаст существенные препятствия для осуществления общественного контроля в местах принудительного содержания, а именно:

- приведет к тому, что беседы членов  ОНК  с подозреваемыми и обвиняемыми будут прерываться под предлогом того, что обсуждаемые вопросы не относятся к предмету соблюдения прав человека в местах принудительного содержания, а в результате будут скрыты случаи пыток и иных грубых нарушений прав человека;

- в ряде случаев прекращение беседы будет иметь место в силу того, что сотрудник СИЗО, ИВС или ПФРСИ  не обладает достаточной квалификацией для того, чтобы  установить,  относится ли обсуждаемый вопрос к соблюдению прав человека в местах принудительного содержания;

- обсуждение посторонних вопросов, не относящихся к правам человека, может потребоваться для достижения задач общественного контроля косвенным путем, например, установления психологического контакта с подозреваемыми  и обвиняемыми, снижения уровня тревожности и преодоления негативных психологических состояний у подозреваемых и обвиняемых, оценки работы психолога, выявления психологических следов применения пыток, оценки внутрикамерных отношений; так, описано много случаев, когда беседа в камере на отвлеченную тему позволяла выявить лиц, притесняемых сокамерниками, наличие т.н. «пресс-хат» или коррупционной составляющей в деятельности оперативных служб при покамерном размещении.

3. Правовой неопределенностью страдает норма о прекращении беседы члена общественной наблюдательной комиссии с подозреваемым или обвиняемым, если член ОНК нарушит правила внутреннего распорядка. При этом не учитывается тот факт, что правила внутреннего  распорядка исправительных учреждений и аналогичные правила  СИЗО содержат в основном ясно сформулированный перечень прав и обязанностей подозреваемых и обвиняемых, а также установленных для них запретов. Однако никакого перечня прав, обязанностей и запретов для членов ОНК правила внутреннего распорядка не содержат. В связи с этим вывод о нарушении членом  ОНК правил внутреннего распорядка неминуемо будет носить оценочный и чаще всего предположительный характер.

Принятие данной нормы опасно в связи с тем, что она:

- создаст предпосылки для многочисленных ошибок и злоупотреблений;

- содержит правовую неопределенность;

- ставит субъект общественного контроля в зависимость от сотрудника проверяемого учреждения.

Совет рекомендует изложить данную норму в следующей редакции: «Работа членов  ОНК  может быть прекращена, если она препятствует соблюдению распорядка дня. В случае проверки членами ОНК обстоятельств, свидетельствующих о наличии угрозы жизни, здоровью или безопасности лица, находящегося в местах принудительного содержания, работа членов  ОНК  по этому основанию прекращена быть не может».

4. Не может быть поддержана поправка о том, что членами  ОНК  не могут являться близкие родственники осужденных. В настоящее время от 5 до 10 % членов  ОНК  имеют близких родственников, отбывающих наказание в виде лишения свободы. Подавляющее большинство этих людей активны, компетентны, мотивированы на то, чтобы правовая, экономическая, социальная обстановка и морально-нравственная атмосфера в местах лишения свободы улучшалась, а не приводила к дестабилизации их работы. Совету не известен ни один подтвержденный случай, когда члены  ОНК  из числа близких родственников осужденных были бы причастны  к проносу запрещенных предметов, дезорганизации работы  учреждений УИС, воспрепятствованию законной деятельности сотрудников  УИС. 

Вместе с тем члены ОНК из числа родственников осужденных чаще всего более информированы, активны, ответственны.

Введение данной нормы означает разрыв с национальной правовой традицией, в которой, как известно, «сын за отца не отвечает». В настоящее время ни один из действующих федеральных законов не влечет поражения в правах лиц, близкие родственники  которых осуждены к лишению свободы, даже, если лица работают судьями, прокурорами или сотрудниками  УИС.

Принятие данной поправки приведет к:

- исключению из числа членов  ОНК  значительной части эффективных членов  ОНК;

-  появление на правовом поле страны нормы, поражающей в гражданских правах человека, не допустившего каких-либо правонарушений, но имеющего родственников из числа осужденных к лишению свободы;

- провоцированию конфликтов между лицами, которые не смогли стать членами ОНК в связи с осуждением их близких родственников, и их близкими родственниками, отбывающими наказание в местах лишения свободы;

- ущемлению прав кандидатов в члены ОНК по сравнению с адвокатами, прокурорами, сотрудниками УИС, при том, что полномочия членов ОНК существенно уже, чем у вышеназванных лиц;

- расширению на карте России «белых пятен общественного контроля», как территорий, где общественный контроль осуществлять некому в виду отсутствия заинтересованных в  этом лиц, прекращения деятельности ранее существовавших .

Таким образом, предлагаемая законодательная норма направлена на решение небезопасным для общественного контроля способом несуществующей и надуманной правовой проблемы.

5. Совет не поддерживает содержащийся в законопроекте запрет общественным организациям, выполняющим функции иностранного агента, выдвигать кандидатов в состав общественных наблюдательных комиссий.

Данная новелла в случае ее принятия приведет к следующим последствиям:

- институт «некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента»,изменит свою правовую характеристику, выявленную Конституционным Судом Российской Федерации, и вместо функции учета таких организаций приобретет репрессивный характер;

- в связи с крайней правовой неопределенностью критериев, на основании которых общественные объединения относятся к числу организаций, выполняющих функции иностранного агента, будет создан стимул к тому, чтобы максимальное число организаций, члены которых активно и добросовестно участвуют в деятельности  ОНК, были признаны иностранными агентами; это, в свою очередь, может привести к тому, что общественные объединения, соответствующие критериям субъектов выдвижения кандидатов в  членов  ОНК, будут опасаться  принять участие в выдвижении кандидатов в состав ОНК, чтобы не оказаться в реестре «иностранных агентов»;

- будет создан прецедент законодательного ущемления организаций, имеющих иностранное финансирование;

- из участия в общественном контроле будет исключено около 25 % наиболее активных, квалифицированных и добросовестных членов ОНК, поскольку уже в настоящее время выдвинувшие их организации имеют статус «иностранных агентов»; это коснется в том числе и тех членов ОНК, кто не является членами данных организаций и даже не поддерживают с ними иных отношений, кроме  отчетов о своей деятельности в качестве членов ОНК.

6. Вместе с тем некоторые ожидаемые гражданским обществом поправки в Федеральный Закон 76-ФЗ так и не нашли своего отражения в законопроекте.

6.1. Так, законопроектом не предусмотрено дополнение перечня субъектов общественного контроля за соблюдением прав человека в местах принудительного содержания членами Совета при Президенте Российской Федерации по  развитию гражданского общества и правам  человека.

Между тем, Совет, как орган информирующий Президента Российский Федерации о положении с правами человека в местах принудительного содержания, испытывает значительные трудности в доступе его членов в места принудительного содержания. Несмотря на доброжелательную в целом позицию  ФСИН России, в ряде случаев членам Совета, входящим в состав профильной постоянной комиссии, отказывают в доступе в места принудительного содержания. В связи с этим Совет оказывается лишен возможности своевременно проверить поступившую информацию, дать объективную оценку ситуации и направить соответствующий доклад главе государства.

Кроме того, представляется достаточно странным, что более 1500 человек, наделенных полномочиями членов ОНК Общественной Палатой РФ, вправе без предварительного разрешения посещать места принудительного содержания, а назначенные Президентом Российской Федерации члены Совета, призванного содействовать главе государства в реализации его конституционных полномочий в области обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина, такого  права лишены.

В этой связи Совет полагает целесообразным дополнить Федеральный закон № 76-ФЗ нормой, приравнивающей членов Совета, уполномоченных президиумом Совета, к членам ОНК.

6.2. Кроме того, Совет полагает необходимым распространить понятие «места принудительного содержания» на конвойные помещения судов и транспортные средства для перевозки осужденных и следственно-арестованных.

 

С учетом изложенного, Совет полагает необходимым существенно доработать законопроект при подготовке ко второму чтению. Со своей стороны, Совет готов принять активное участие в его доработке.

 

Председатель  Совета                                                        М.А. Федотов

Источник: Совет при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека

Комментарии

Чтобы оставлять комментарии необходимо войти на сайт или зарегистрироваться

Страхование заключённых


Страхование от несчастных случаев


Страхование от заболевания туберкулезом

Опрос

Мнение

Что я думаю о социальной сети Gulagu.net, проекте против коррупции и пыток?

Бабушкин Андрей Владимирович

Бабушкин Андрей Владимирович

Член Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека, член ОНК Москвы

Социальная сеть  Gulagu.net  - наиболее авторитетный и эффективный негосударственный правозащитный ресурс.  Авторы постов и открытых писем не всегда бывают правы  и не всегда могут  проверить достоверность информации, однако  они всегда действуют в общественных интересах и пытаются помочь людям. Обижаться на Gulagu.net, если они бывают неправы, то же самое, что  ругать полицейского, который, задержав киллера при захвате, сломал ему щипчики для ногтей.
Подать обращение

Проверить статус обращения

  • Подано 3265 обращений
  • Обработано 1053 обращения
  • В РФ работают 724 члена ОНК
  • 79 ОНК работают в РФ