17 августа 2017, 10:51 нет комментариев

Надзирать и наказывать. Информационная открытость ФСИН 2016

Поделиться

Учреждения уголовно-исполнительной системы — это государство в государстве: своя власть, свои граждане и своя экономика. Но мы об этом не знаем: информации в публичном поле очень мало. Эксперты Проектного центра «Инфометр» провели аудит сайтов и официальных ресурсов управлений Федеральной службы исполнения наказаний по субъектам Северо-Западного федерального округа (9 организаций) и проанализировали ресурсы учреждений уголовно-исполнительной системы СЗФО (106 организаций).

Как проводился аудит

1.  Параметры аудита

Разработали перечни параметров для двух групп организаций. В них вошли категории информации с сайтов и блоки информации с госпорталов

Перечень параметров

2. Оценка сайтов

Оценили сайты в процентах, где 100% - полное соответствие требованиям; выдали экспертные рекомендации

Пример рекомендаций

3. Дистанционное консультирование

Бесплатно консультировали всех участников аудита с 27 сентября по 20 декабря

Регламент консультирования

4.  Итоговые рейтинги

По итогам аудита были составлены рейтинги информационной открытости УФСИН и Учреждений уголовно-исполнительной системы федеральных округов.

Рейтинги

Лидеры и аутсайдеры УФСИН

1 место, 53,9%  — УФСИН по Мурманской области

2 место, 52,9%  —  УФСИН по Новгородской области

3 место, 48,8% —  УФСИН по Калининградской области

7 место, 46,7% —  УФСИН по Вологодской области

8 место, 46% — УФСИН по Псковской области

9 место, 44,8% — УФСИН по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области

Лидеры и аутсайдеры сайтов учреждений уголовно-исполнительной системы

1 место, 37,4% — ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Коми

1 место, 37,4% — ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми

2 место, 37,3% — ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми

48 место, 24,1% — ФКУ Колпинская ВК УФСИН России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области

49 место, 23,6% — ФКУ Невельская ВК УФСИН России по Псковской области

50 место, 22,8% — ФКУ ИК-5 УФСИН России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области

Как УФСИН и ИУ публикуют информацию

Проблемы стандартизации

У большинства исправительных учреждений нет сайтов, информация о них размещается на страницах сайтов УФСИН. С одной стороны, это удобно, так как она единообразна и попадает в логичные разделы, а сайты УФСИН соответствуют большинству технологических требований к сайтам органов власти. Но недостатки сайтов УФСИН распространяются и на страницы исправительных учреждений. Так, на всех сайтах региональных УФСИН СЗФО и на страницах исправительных учреждений на них нет поиска по сайту.

Только общая информация

\На страницах исправительных учреждений достаточно полно представлена контактная информация: сведения об адресе учреждения, номер телефона, имена руководителей. Хуже с доступностью информации для родственников и адвокатов: о времени приема граждан, графике приема передач, условиях встреч с адвокатами в отдельных исправительных учреждений узнать невозможно. Не всегда можно получить даже сведения о режиме и условиях содержания в исправительном учреждении. На сайтах даже не написано, какие именно работы выполняют осужденные.

Сторонние ресурсы

Кроме официальных сайтов исправительных учреждений мы проанализировали информацию, которую эти организации должны публиковать на официальных порталах bus.gov и zakupki.gov

Bus.gov

Bus.gov.ru — это единый портал, где государственные и муниципальные учреждения размещают учредительные документы, финансовые планы и годовую отчетность.

По этой информации можно определить уровень эффективности учреждения.

К сожалению, на страницах исправительных учреждений СЗФО в среднем размещено только 11,7% необходимой информации — только общие сведения, иногда учредительные документы — как правило, плохо читаемые сканы.

Законодательной базы, которая бы определяла ответственность исправительных учреждений и штрафные санкции за неразмещение информации, нет.

Zakupki.gov

Zakupki.gov.ru — это официальный ресурс, через который госорганы проводят закупки товаров и услуг.

Почти все исправительные учреждения размещают сведения о заключенных контрактах, и уже выполненных, и в процессе. Найти сведения о той или иной закупке нетрудно. Но у подавляющего большинства ИУ нет планов размещения заказов. Доступность планов закупок напрямую влияет на экономический потенциал учреждения.
Редко указывают и общую стоимость заключенных договоров. Отсутствие этой информации затрудняет взаимодействие с потенциальными партнерами. Информация о закупках исправительных учреждений публикуется только на 16,4%, что не позволяет назвать эту сферу прозрачной и открытой.

Преступление и наказание

Неразмещение информации влечет за собой последствия

Мы обнаружили примеры судебной практики по применению ст. 19.7 КоАП при привлечении разнообразных учреждений к ответственности за неразмещение сведений на bus.gov.ru. Например, привлекались к ответственности учреждения по вопросам похоронного дела. Таким образом, каждое из ИУ СЗФО может быть привлечено к ответственности за отсутствие сведений на портале государственных и муниципальных учреждений.

Размещение таких сведений не особенно трудоемкий процесс: предоставлять актуальные отчёты необходимо лишь раз в год.

Электронные сервисы

ФСИН разрабатывает полезные электронные услуги, но медленно и не во всех ИУ

Видеосвидание не считается заменой обычного краткосрочного или долгосрочного свидания и приравнивается к телефонному звонку

Денежные переводы возможность направить деньги в исправительное учреждение, на которые осужденный может купить товары в тюремном онлайн-магазине

Электронное письмо позволяет быстро направить и получить сообщение

Факты об исправительных учреждениях

2 размещают справочную информацию для следователей и адвокатов

19 размещают информацию о переводе денежных средств заключенным

18 исправительных учреждений публикуют план размещения госзаказов

0 учреждений публикуют отчеты о результатах деятельности

0 разместили информацию о работах, выполняемых осужденными

1 обеспечило возможность онлайн-записи на свидание с осужденным

Результаты консультирования

5688 рекомендаций подготовили эксперты в системе «Инфометр»

11 из 106 учреждений зарегистрировались в системе «Инфометр» и ознакомились с оценками и экспертными рекомендациями

5 из 9 УФСИН зарегистрировались в системе «Инфометр»

Исправительные учреждения предсказуемо остаются очень информационно закрытыми. Эксперты выслали контактным лицам Управлений ФСИН приглашения в систему «Инфометр», предлагали ознакомиться с результатами и рекомендациями по наполнению сайтов и страниц и получить консультации. Некоторые исправительные учреждения зарегистрировались в системе, но не проявили активности: не внесли изменения на сайты и не пообщались с экспертами.

Источник: Инфометр

Комментарии

Чтобы оставлять комментарии необходимо войти на сайт или зарегистрироваться

Страхование заключённых


Страхование от несчастных случаев


Страхование от заболевания туберкулезом

Опрос

Мнение

Что я думаю о социальной сети Gulagu.net, проекте против коррупции и пыток?

Меркачева Ева Михайловна

Меркачева Ева Михайловна

Журналист, заместитель председателя ОНК Москвы

Проект против пыток и коррупции Gulagu.net  сделал то, во что даже трудно поверить. Он объединил тысячи людей в борьбе против произвола в тюремной  системе.  О проекте знают в каждой колонии и в каждом СИЗО, и попасть "на карандаш" блогеров  для многих тюремщиков означает потерять авторитет и, возможно,  даже работу и порой - свободу.  Gulagu.net читают люди в ФСИН, в Кремле, его изучают граждане, живущие за рубежом, в том числе журналисты с мировым именем.  Мне известны случаи, когда после публикации на сайте возбуждались уголовные дела, задерживались коррупционеры, освобождались наконец невиновные.   Многие жалобы заключенные пишут сначала сюда, а потом уже в ОНК. Это говорит о высочайшем уровне доверия, о том, что арестанты знают - их просьбу о помощи не оставят в стороне. 
Подать обращение

Проверить статус обращения

  • Подано 3232 обращения
  • Обработано 1053 обращения
  • В РФ работают 724 члена ОНК
  • 79 ОНК работают в РФ