9 июня 2012, 13:45 1 комментарий

Совещание по вопросам совершенствования судебной системы

Поделиться

Владимир Путин сообщил о подписании ряда законов, направленных на совершенствование судебной системы и повышение социального статуса судей, а также о внесении изменений в закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».

Перед началом совещания глава государства осмотрел новое здание Санкт-Петербургского городского суда, строительство которого началось в 2008 году в рамках Федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России» на 2007–2012 годы.

* * *

В.ПУТИН: Уважаемые друзья, коллеги!

Мы с вами собрались сегодня поговорить о дальнейшем развитии судебной системы в нашей стране.

За последнее время было сделано немало, было принято немало решений, связанных с демократизацией нашей судебной системы, со смягчением и демократизацией по отдельным направлениям деятельности карательной системы. Все эти решения принимались при вашем прямом участии, многие вещи были инициированы Дмитрием Анатольевичем, они прошли и в целом были положительно восприняты обществом.

Но, естественно, мы должны думать о дальнейших шагах по развитию нашей судебной системы. Сегодня как раз предлагаю поговорить по всем этим вопросам в комплексе, в том числе, конечно, и о развитии материально-технической базы судебной системы, что является достаточно важным аспектом развития всей судебной системы, поскольку материально-техническая база важна не только для людей, которые работают в судебной системе, но прежде всего её развитие важно для людей, которые приходят в учреждения судебной системы, и это прежде всего уважение к нашим гражданам.

Наша встреча, как я уже сказал, проходит в новом здании Санкт-Петербургского городского суда. В 2008 году мы его заложили, и вот сейчас оно открывается. Вас уже, наверное, с ним ознакомили. Это четыре здания. Мы строили весь этот комплекс в достаточно сложные годы кризиса – 2008-й, 2009-й, 2010-й. Многое сделано, но сейчас мы об этом поговорим поподробнее.

Дело в том, что программа, в рамках которой осуществляется эта работа, была рассчитана на 2007–2012 годы, и в этом году её финансирование заканчивается. Сделано хоть и немало, но всё-таки проблем, даже с точки зрения создания современной материально-технической базы судебной системы, ещё достаточно.

Но тем не менее хочу подчеркнуть, что сейчас практически во всех регионах, во всех субъектах Российской Федерации суды оборудуются и удобными зданиями, и оснащаются новой оргтехникой, компьютерной техникой. Судьи и сотрудники аппаратов судов получили возможность шире использовать электронные базы данных и архивы. Кстати говоря, и здесь создан целый комплекс для архивирования дел, и, в общем, по самому последнему слову техники всё оборудовано.

Необходимо и дальше уделять внимание реконструкции старых зданий, их очень много ещё, строительству новых судов, укреплять их технологическую базу. Средства, как я уже говорил, заложены, но в 2012 году программа развития судебной системы заканчивается. Но в 2012 году, кстати говоря, на эти цели у нас выделяется шесть миллиардов рублей в рамках этой программы.

Новые здания и их современное оснащение – это вопрос далеко не технический, я уже об этом говорил. Это вопрос качества судопроизводства, общественного доверия к суду и к его решениям, это в значительной степени так. Нам нужно усовершенствовать единую и открытую базу всех судебных решений, а в перспективе там, где это возможно, и там, где это обоснованно, ввести практику интернет-трансляции судебных заседаний, публиковать стенографические отчёты о них. Такая прозрачность судопроизводства, несомненно, повысит ответственность судей, сузит пространство для разного рода субъективных подходов при принятии решений.

Очевидно, что открытый доступ позволит сравнивать и анализировать решения, принимаемые в судах по аналогичным делам, но с разным составом участников. Сразу будет видно, кто как работает, где мотивировка судей очевидна, основана на законе, на практике, а где продиктована подчас непонятной логикой.

Также считаю необходимым отметить и такое направление, как создание нормальных условий для работы судебной журналистики. Все вопросы от аккредитации до передачи материалов должны решаться оперативно и на современном уровне. Такой подход расширит возможности общественного обсуждения актуальных правовых проблем и вопросов, будет содействовать росту правосознания и правовой культуры наших граждан.

Кстати говоря, вы знаете, что Государственной Думой принят, а мною сегодня утром подписан закон о митингах, о шествиях. Сегодня с утра я разговаривал и с председателем совета по контактам с общественными организациями [Совета при Президенте по развитию гражданского общества и правам человека Михаилом] Федотовым. Он передал мне некоторую озабоченность неправительственных организаций по поводу этого закона, но я не только закон подписал, я внимательно посмотрел и материалы, которые прислала Государственная Дума, сравнивая наш закон с аналогичными законодательными актами других европейских стран: Федеративной Республики Германия, Италии, Испании, Великобритании, Франции. Судя по этим материалам, в нашем законе нет ни одного положения, которое было бы более жёстким, чем меры, предусмотренные аналогичными законами в странах, которые я назвал.

Вместе с тем я хочу обратить ваше внимание на то, что правоприменительная практика в данном случае должна быть такой, которая не ограничивала бы никоим образом демократические права граждан на волеизъявление и на выражение своей позиции по любым вопросам внутренней и внешней политики, в том числе и с помощью уличных шествий, мероприятий, митингов и так далее. Но это всё должно быть организовано таким образом, чтобы не наносить ущерба другим гражданам, которые в этих мероприятиях участия не принимают. Это во-первых.

Во-вторых. Мы с вами помним, что происходило в некоторых европейских странах, в Великобритании, в Лондоне, когда дело дошло до массовых беспорядков, до поджогов машин и грабежей магазинов. Потом полиция целый год зачинщиков этих событий искала, и все были привлечены к судебной ответственности. Но общество, гарантируя части граждан права на выражение своего мнения, в том числе и с помощью уличных мероприятий, должно оградить других граждан, общество в целом от радикализма.

Вместе с тем я прошу вас проанализировать этот закон, посмотреть на него со всех точек зрения: и содержательно, и по возможному правоприменению, – и потом сделать свои предложения. У нас ничего не является застывшим. Если мы обнаружим, что что-то депутаты недосмотрели, что-то можно было бы изложить иначе, – пожалуйста, мы можем с вами потом выйти к депутатам Госдумы, посмотреть, как этот закон будет применяться, обратиться к ним с просьбой что-то поправить. Если, повторяю, в этом будет какая-то необходимость.

Во всяком случае, просто на этом примере я хотел обратиться к тому, что нам вопросы подобного рода с вами нужно решать, обсуждать и предлагать для обсуждения обществу в как можно более открытом виде и режиме.

Конечно, важнейшей задачей является кадровое укрепление судов. Не раз говорил и хочу повторить: вершить закон, действовать от имени государства, защищать справедливость должны компетентные, принципиальные и порядочные люди, профессионалы, хорошо понимающие ответственность за каждое принятое решение. Случайных людей в системе быть не должно, а от нерадивых, безграмотных – в любой системе такие люди могут появляться – от них, конечно, нужно избавляться, и как можно быстрее.

В свою очередь государство будет и дальше повышать социальный статус судей. С 2004 года заработная плата не поднималась. Хочу вас проинформировать, что мною подписан Указ «Об увеличении должностных окладов судей в Российской Федерации» с 1 октября текущего года на шесть процентов.

Уважаемые коллеги! Я уверен, что в комплексе принимаемые нами меры и шаги сделают судебную систему России ещё более профессиональной, более открытой и доступной, а главное – эффективно работающей на благо граждан России, чётко обеспечивающей их права и законные интересы.

<…>

Источник: Kremlin.ru

Комментарии

Думаю, было бы целесообразно пересмотреть порядок формирования квалификационных коллегий судей.
Нынешний принцип, фактически, закрывает путь в эти коллегии тем, кто способен выразить компетентное и независимое мнение!!!
В результате чего, те, кто по закону имеет право лишить полномочий явного (или не очень явного) мздоимца, волюнтариста, недотепу, в результате такого положения не делают ничего, являясь удобной широмй...

Чтобы оставлять комментарии необходимо войти на сайт или зарегистрироваться

Страхование заключённых


Страхование от несчастных случаев


Страхование от заболевания туберкулезом

Опрос

Мнение

Почему я занимаюсь правозащитой и общественным контролем в тюрьмах?

Бабушкин Андрей Владимирович

Бабушкин Андрей Владимирович

Член Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека, член ОНК Москвы

Меня лично задевает и беспокоит ситуация, когда в тюрьмах оказываются невиновные  люди или когда эти люди виновны, но  с ними  происходит нечто, в результате чего они будут хуже и опаснее, а не лучше и честнее. Люди ожидают  от меня помощи, при этом они возлагают на меня последнюю надежду на справедливость. Я убежден, что если человеку вовремя прийти на помощь, он  также поможет другим.
Подать обращение

Проверить статус обращения

  • Подано 3251 обращение
  • Обработано 1053 обращения
  • В РФ работают 724 члена ОНК
  • 79 ОНК работают в РФ