10 апреля 2012, 13:46 1 комментарий

АГОРА и Комитет против пыток внесли главе Совета при президенте РФ предложения по реформированию МВД

Поделиться

Министр МВД Рашид Нургалиев вручил подросткам паспорта

Фото: digit.ru

Сегодня на специальном заседании Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека «Полицейская реформа: проблемы и перспективы гражданского участия» председатель Межрегиональной правозащитной Ассоциации «Агора» Павел Чиков и председатель Межрегионального Комитета против пыток Игорь Каляпин внесли советнику Дмитрия Медведева Михаилу Федотову предложения по дальнейшему реформированию системы МВД РФ и развитию над ней общественного контроля.

- На сегодняшний день отсутствует единая принятая концепция реформирования МВД РФ, - отметили правозащитники. - Большей частью те или иные изменения фактически становятся реагированием на общественно-резонансные последствия: причинение смерти задержанным, применение пыток. В связи с этим первым шагом в 2012 году с участием общественности должна быть разработана и принята концепция реформирования МВД РФ на несколько лет.

Правозащитники отмечают, что мартовские события в казанской полиции вернули общественное внимание к применению насилия в отделах полиции, и сложился удачный момент для принятия волевых решений, направленных на системные изменения в МВД РФ. Речь идет о разработке принципов создания новой системы правоохранительных органов.

В предложениях отмечается необходимость создания экспериментальных площадок - пилотных проектов, так как дальнейшее реформирование МВД РФ для снижения рисков, экономии ресурсов, повышения эффективности и выбора лучших решений необходимо проводить в нескольких различных регионах РФ, а лишь затем положительный опыт экстраполировать на всю страну.

Кроме того, в обращении к советнику президента РФ Михаилу Федорову правозащитники Павел Чиков и Игорь Каляпин затронули такие ключевые моменты, как повышение квалификационных требований и сокращение общей численности сотрудников полиции, продолжение оптимизации функций МВД РФ, развитие института общественно-наблюдательных комиссий и совершенствование внутреннего контроля МВД РФ. В частности, предлагается нормативно закрепить дисциплинарную ответственность поручившегося за сотрудника при назначении на должность руководителя в случае совершения впоследствии полицейским преступления.

Редакция Открытого информагентства публикует полный список предложений, озвученных сегодня правозащитниками на специальном заседании Совета.


ПРЕДЛОЖЕНИЯ
по дальнейшему реформированию системы МВД РФ
и развитию над ней общественного контроля

 

В 2011 году Президент РФ положил начало реформированию системы МВД РФ. Даже не продолжительный срок этой реформы позволяет сделать предварительные выводы и выделить как позитивные, так и негативные практики. Реформа МВД РФ должна быть продолжена с учетом этих выводов.

Принятие концепции дальнейшего реформирования МВД РФ
На сегодняшний день отсутствует единая принятая концепция реформирования МВД РФ. Большей частью те или иные изменения фактически становятся реагированием на общественно-резонансные последствия: причинение смерти задержанным, применение пыток и т.д. В связи с этим первым шагом в 2012 году с участием общественности должна быть разработана и принята концепция реформирования МВД РФ на несколько лет.

Разработка принципов создания новой системы правоохранительных органов
Предпринимая дальнейшие шаги по реформированию правоохранительных органов, необходимо учесть, что борьба с организованной преступностью, которая стала результатом “лихих 90-х”, закончилась в первом десятилетии 2000-х. В тот период работа МВД РФ в этом направлении была приоритетным и необходимым направлением. Однако система МВД РФ должна, как и любой другой государственный орган, учитывать и меняться вместе с изменением и развитием общества. Следовательно, дальнейшее реформирование системы правоохранительных органов должно строится с учетом состояния общества сегодня. Первым шагом в этом направлении была ликвидация Президентом РФ в 2008 году управлений по борьбе с организованной преступностью как подразделений с особым статусом, специальными полномочиями и конкретными задачами. Реформирование в этом направлении должно быть ориентировано, в первую очередь, на разработку системы по недопущению создания таких преступных групп (профилактика).
Мартовские события в казанской полиции вернули общественное внимание к деятельности органов внутренних дел, в особенности к применению насилия в отделах полиции. Сейчас сложился удачный момент для принятия волевых решений, направленных на системные изменения в МВД РФ. Более того, стоит отметить, что представители правоохранительных органов осознали необходимость таких изменений и готовы к ним.

Создание экспериментальных площадок
Дальнейшее реформирование МВД РФ в целях снижения рисков, экономии ресурсов, повышения эффективности и выбора лучших решений необходимо проводить в нескольких различных регионах РФ (пилотные проекты), а лишь затем положительный опыт экстраполировать на всю страну.

Повышение квалификационных требований и сокращение общей численности сотрудников полиции
С 2012 года почти в два раза повышена зарплата сотрудникам полиции, в среднем по стране она составляет 30000 рублей. Если учитывать средний доход населения, то такая заработная плата вкупе с социальным пакетом сотрудника является достойной. Мы поддерживаем этот подход и считаем необходимым продолжить увеличение заработных плат сотрудникам полиции. Такая тенденция приведет к росту числа желающих поступать на службу. Увеличение числа претендентов на службу в органах полиции позволяет существенно пересмотреть вопросы аттестации сотрудников полиции, повысив предъявляемые к кандидатам требования. Например, может быть воспринята действующая система конкурсного отбора кандидатов на должность судей (образование, стаж, знания и т.д.).

Увеличение зарплат в дальнейшем также следует проводить с одновременным сокращением общего числа сотрудников МВД РФ, приближая его к среднемировым показателям численности — 3 полицейских на 1000 жителей (этот процесс также должен проходить одновременно с оптимизацией функций МВД РФ, об этом чуть ниже).

Продолжить оптимизацию функций МВД РФ
В процессе реформирования мы отмечаем положительные тенденции по исключению несвойственных МВД РФ функций: ликвидация медицинских вытрезвителей, передаче проведения техосмотра негосударственным организациям.

Продолжая эту необходимую часть реформирования, нужно упразднить в системе МВД РФ следственный департамент, передав все функции расследования единому следственному комитету РФ, созданному на базе действующего СК РФ. В системе МВД РФ должны сохраниться лишь отделы дознания, которым будут подведомственны все дела о преступлениях небольшой и средней тяжести (расширение подследственности).

Психологическая служба: предлагается вывести психологическую службу из системы полиции, переподчинить ее Минздравсоцразвития РФ. Реформирование этой структуры провести в два этапа: (1) разаттестация психологов с сохранением уровня финансового обеспечения. Подчинение психологов на местах только руководству психологической службы, исключение двойного подчинения. Руководство психологами на всех без исключения иерархических ступенях должны осуществлять люди с высшим психологическим образованием. (2) Вывод психологов полиции из подчинения МВД (переподчинение их Минздравсоцразвития РФ). Придать решениям психологов по итогам аттестации не рекомендательный как сейчас, а обязательный характер.
Вневедомственную охрану при органах внутренних дел, которая фактически сейчас занимается предпринимательской деятельностью без соблюдения правил конкуренции, предлагается упразднить, перераспределив ее функции между Федеральной службой охраны (специальный государственный орган для обеспечения функции охраны государственных деятелей и объектов), частными охранными предприятиями и ведомственной охраной.

Развитие института общественно-наблюдательных комиссий
На сегодняшний день одним из реально и эффективно действующих институтов общественного контроля над правоохранительными органами является общественно-наблюдательная комиссия. Однако стали возникать бюрократические сложности и препятствия при наделении полномочиями и деятельности этих комиссий.

Необходимо демонополизировать назначение членов ОНК. Сегодня в соответствии с законом членов ОНК назначает Общественная палата РФ. Однако последние прошедшие назначения показали проблемность сосредоточения многих полномочий в руках одного органа. Назначение членов ОНК может осуществляться в равных долях Общественной палатой РФ, Советом по правам человека при Президенте РФ, Уполномоченным по правам человека РФ.

В федеральном законе содержится дискриминационная норма, не позволяющая местным общественным объединениям выдвигать своих кандидатов в члены ОНК. Это привело к тому, что основная часть членов ОНК сосредоточена только в столицах субъектов РФ, на периферии, где располагается большое число подразделений полиции и большинство учреждений уголовно-исполнительной системы, общественный контроль фактически не осуществляется.
Усилить общественный контроль над закрытыми учреждениями, находящимися в отдаленных местах, можно путем введения процедуры компенсации транспортных и командировочных расходов членам ОНК (стоимость билетов на транспорт, суточные, проживание). Выплата, например, может осуществляться на лицевой счет по представлению отчетных документов в Общественную палату РФ. Такие изменения будут и дополнительной мотивацией для членов ОНК по осуществлению контроля не только в том населенном пункте, где они сами проживают.
Ввести в практику систему видеонаблюдения за деятельностью милиции внутри помещений милиции с целью оградить работников полиции и граждан от взаимных претензий и возможностей для совершения преступлений как с одной, так и с другой стороны. Запретить проводить оперативные и следственные действия с задержанными за пределами находящихся под видеонаблюдением комнат.

Также необходимо ввести в дежурных частях отделов полиции обязательную регистрацию всех доставляемых гражданских лиц с указанием оснований доставления. Сейчас регистрируются только официально задержанные, а кого и на каком основании препровождают напрямую в кабинеты уголовного розыска, непонятно и неизвестно. Человек при этом может провести в кабинете оперативников несколько дней.

Совершенствование внутреннего контроля МВД РФ
На управления собственной безопасности МВД РФ сегодня возложены две основные взаимоисключающие функции: (1) защита потерпевших от действий сотрудников полиции и (2) защита самих полицейских. Более того, УСБ по субъектам федерации подчинены руководителям территориальных подразделений МВД РФ.

Предлагаем совершенствовать эту систему внутреннего контроля, исключив из полномочий УСБ МВД РФ функцию обеспечения защиты сотрудников полиции. Данная функция защиты полицейских как потерпевших и свидетелей может быть реализована специальным подразделением в рамках ФЗ РФ “О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства”, уже создаваемыми во многих регионах России.

Управления собственной безопасности должны быть выведены из подчинения руководителей территориальных подразделений МВД РФ в целях реализации принципа независимости и объективности, а позицию управления по личности того или иного сотрудника полиции при решении кадровых вопросов повысить с уровня "рекомендательного" до "блокирующего". Управлениям должно быть вменена обязанность анализировать поступающие на отделы полиции жалобы, в том числе в органы Следственного комитета России. Эта информация должна становиться основанием для оперативных разработок в отношении сотрудников соответствующих отделов полиции в рамках оперативно-розыскной деятельности как в целях профилактики, так для своевременного выявления и пресечения новых должностных преступлений.

Само наименование подразделений собственной безопасности стоит переименовать. Создается впечатление, что УСБ обеспечивает "собственную безопасность" МВД РФ от "внешних нападок". Более верным было бы наименование "управлений внутренних расследований".

Наконец, необходимо нормативно закрепить дисциплинарную ответственность поручившегося за сотрудника при назначении на должность руководителя в случае совершения впоследствии полицейским уголовно-наказуемого деяния.

Источник: Открытое Информационное Агенство

Комментарии

ТАКСА ЗА ПЕРЕАТТЕСТАЦИЮ ( БЕЛГОРОДСКАЯ ОБЛАСТЬ ) :

1. ОТ РЯДОВОГО ДО ЛЕЙТЕНАНТА ( ВКЛЮЧАЯ ПРАПОРЩИКОВ ) -

-ОТ 30 000 ДО 100 000 РУБЛЕЙ;

2. ЛЕЙТЕНАНТ - 100 000 РУБЛЕЙ ;

3. СТАРШИЙ ЛЕЙТЕНАНТ - 200 000 РУБЛЕЙ;

4. КАПИТАН - 300 000 РУБЛЕЙ ;

5. МАЙОР - 400 000 РУБЛЕЙ ;

6. ПОДПОЛКОВНИК - 500 000 РУБЛЕЙ…

14 апреля 2012 г. ________________ Альяных М.В.

Чтобы оставлять комментарии необходимо войти на сайт или зарегистрироваться

Страхование заключённых


Страхование от несчастных случаев


Страхование от заболевания туберкулезом

Опрос

Мнение

Можно ли бить людей (заключённых)?

Михаил Федотов

Михаил Федотов

Советник Президента РФ, Председатель Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека

На этот вопрос не может быть утвердительного ответа. С таким же успехом можно задавать вопрос: можно ли лишать человека жизни? Разумеется, бить людей нельзя. Такое право не предоставлено ни сотрудникам ФСИН, ни сотрудникам полиции, ни кому бы то ни было. Тот, кто избивает человека, совершает уголовное преступление. И не имеет значение, кого именно он избивает: задержанного, обвиняемого, осужденного - каждый имеет право на телесную неприкосновенность. Другое дело, что федеральные законы предоставляют сотрудникам ФСИН и полиции определенные права по применению физической силы в отношении правонарушителей. Если, например, будет установлено, что применение силы было самоцелью или не вызывалось объективной необходимостью, то виновный должен быть привлечен к ответственности. Конечно, между требованиями закона и реальной практикой бывает дистанция огромного размера. Для того, чтобы эта дистанция неуклонно сокращалась, самое лучшее средство - открытость силовых структур, повседневный гражданский контроль, воспитание в стражах порядка подлинного уважения к правам человека.
Подать обращение

Проверить статус обращения

  • Подано 3160 обращений
  • Обработано 1053 обращения
  • В РФ работают 724 члена ОНК
  • 79 ОНК работают в РФ