Пантелеев Борис Еремеевич

Ответственный секретарь ОНК по СПб (в четвертый созыв ОНК СПб не прошел)

12345.6899@bk.ru 8-905-265-02-45
6 июля 2012, 10:35 нет комментариев

Берём под контроль

Поделиться

«Ценность зерна определяется его урожайностью, ценность человека — той пользой, которую он может принести своему ближнему»     Джузеппе Гарибальди, народный герой Италии, революционер

Развитый гражданский контроль является гарантией качественной работы органов государственной власти и местного самоуправления. Включение граждан в процесс управления государством не только повышает уровень их доверия к органам власти, но и обеспечивает устойчивое развитие общества. Благодаря тому, что граждане получают возможность влиять на принятие решений, удаётся соблюсти тонкий баланс между интересами государства и человека.

Несмотря на безусловную важность общественного контроля, он сегодня достаточно слабо регулируется законодательно. Отдельные аспекты освещаются в различных законах, таких как Федеральные законы «Об общественной палате» и «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания», однако цельной картины правового регулирования столь важной области жизни общества они не дают.

Для того чтобы устранить этот пробел, был разработан проект Федерального закона «Об общественном контроле в Российской Федерации». Он не только упорядочивает уже существующие нормы, но и вводит массу новых понятий. В частности, законопроект предполагает создание электронного ресурсного центра общественного контроля. Эта автоматизированная система, позволяющая каждому зарегистрированному пользователю отслеживать судьбу своих замечаний и предложений, призвана реализовать в Интернете информационные процессы при осуществлении общественного контроля.

При обсуждении общественного контроля главным камнем преткновения являются полномочия. Безусловно, нет никакого смысла передавать общественникам все функции органов государственной власти. Однако для того чтобы общественные инициативы не заканчивались лишь разговорами, субъекты общественного контроля должны обладать достаточно широкими полномочиями. Этот пункт вызывает главные споры и в связи с проектом ФЗ «Об общественном контроле». Важнейшей задачей разработчиков законопроекта является поиск компромисса между этими полярными точками зрения.

Главным достижением в этом вопросе является прописанная в законе обязательная реакция государственных органов на результаты общественного контроля. Закон обяжет их не только размещать результаты общественной экспертизы среди сопроводительных документов к проекту закона, но и размещать в Интернете мотивированный ответ на полученные результаты. Это компромиссное решение, с одной стороны, не передаёт общественникам полномочия госорганов, с другой, не позволяет им просто проигнорировать результаты общественного контроля. Обязательность реакции позволит гражданам реализовать гарантированное Конституцией право на непосредственное участие в управлении делами государства.

Евгений Семеняко, член Общественной палаты РФ, президент Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации, президент Адвокатской палаты Санкт-Петербурга, член Президиума Ассоциации юристов России:

— Общественный контроль является одной из важнейших задач Общественной палаты. В частности, мы осуществляем экспертизу различных законопроектов. При этом мы нередко сталкиваемся с тем, что имеем лишь право высказаться, что те, кто имеет полномочия принимать решения, не обращают на наши рассуждения никакого внимания.

В связи с этим главным вопросом законопроекта являются полномочия субъектов общественного контроля. С одной стороны, неразумно передавать общественникам все функции государственных органов. При таком подходе можно было бы просто переименовать Госдуму в Общественную палату. С другой стороны, результаты общественной экспертизы должны приниматься во внимание. Поиск компромисса и станет главной задачей при обсуждении законопроекта.

Иосиф Дискин, член Общественной палаты РФ, заместитель председателя Научного совета Всероссийского центра изучения общественного мнения:

— Сегодня существенно выросла активность гражданского общества. Оно уже не готово мириться с тем, что решения, зачастую, принимаются без его участия. Нередко решения принимаются с нарушениями закона и деловой этики, с теми или иными коррупционными мотивами. Гражданское общество готово проявлять цивилизованную активность в этом направлении, но для этого оно должно получить в руки легальный инструмент.

Если гражданское общество не получит этого легального инструмента, его активность либо утратится, либо приобретёт радикальные формы. Ни в том, ни в другом мы не заинтересованы. Поэтому необходим нормативный документ, который регламентирует формы общественного контроля, механизмы взаимодействия общества и государства, устанавливает ответственность всех участников этого процесса.

Максим Кононенко, публицист, журналист:

— На мой взгляд, нет объективной необходимости вводить специализированный закон, регламентирующий вопросы общественного контроля. Если общество по каким-то причинам недовольно тем или иным аспектом деятельности государства, оно имеет огромное количество механизмов воздействия, начиная от жалоб и походов по кабинетам и заканчивая выходом на улицы. 

Борис Альтшулер, член Общественной палаты РФ, президент региональной общественной организации содействия защите прав детей «Право ребёнка»:

— Важность общественного контроля для меня очевидна, так как я занимаюсь защитой прав детей. Интернаты, по сути, закрыты для общественного контроля. Мотивировка вполне понятна: интернаты — не проходной двор. Однако это приводит к тому, что законным представителем сирот является администрация интерната, и она же предоставляет услуги. В результате над её действиями нет никакого внешнего контроля.

Мощнейшей коррупционной линией являются вопросы обеспечения сирот квартирами и гуманитарная помощь, предоставляемая интернатам. Безусловно, при обсуждении законопроекта будет немало дискуссий, однако правовое регулирование общественного контроля позволит решить огромное количество проблем, от которых сегодня страдает наше общество.

Леонид Давыдов,член Общественной палаты РФ, председатель правления Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ):

— Когда шумит недовольная очередь, жалуясь на плохое качество обслуживания, это теоретически тоже можно называть общественным контролем. Однако едва ли в этом общественном контроле можно найти большой смысл. Поэтому, на мой взгляд, главная функция законопроекта заключается в том, чтобы сделать эту работу системной.

Важным аспектом является запрет конфликта интересов. Это позволит общественному контролю не превратиться в бизнес по лоббированию интересов тех или иных групп. Предположим, что я финансист. Я хорошо разбираюсь в этом вопросе, однако, являясь работником банка, я заинтересован в принятии тех или иных решений. Конфликт интересов очевиден, и именно правовое регулирование этой области позволит избежать подобных ситуаций.

Владислав Гриб, член Общественной палаты РФ, главный редактор издательской группы «Юрист», член Президиума Ассоциации юристов России, заведующий кафедрой гражданского общества МГИМО (У) МИД России:

— Сложно переоценить важность этого законопроекта. Он станет ключевым законом в сфере взаимодействия государства и гражданского общества. В соответствии с Конституцией вся власть в стране принадлежит народу. И одна из форм этой власти как раз и лежит в сфере общественного контроля над действиями государственных органов.

Закон давно назрел и обсуждается уже некоторое время. Наиболее острые споры, на мой взгляд, вызовут полномочия субъектов общественного контроля. Некоторые вопросы, думаю, будут в связи с формами и механизмами общественного контроля. Важно, чтобы закон стал действенным, чтобы была предусмотрена ответственность для тех, кто препятствует общественному контролю.

Безусловно, нам ещё предстоит проделать большой путь. Во исполнение данного закона будут приняты подзаконные акты, региональные законы, будет значительно усилена роль региональных общественных палат. Необходимо и повышать профессионализм тех, кто осуществляет общественный контроль. Законопроект вызывает немало дискуссий, главная задача заключается в том, чтобы соблюсти баланс, чтобы не было нарушений, как со стороны тех, кто контролирует, так и со стороны тех, кого контролируют.

Иосиф Пригожин, продюссер:

 - На мой взгляд, в нашей стране необходимо контролировать не только деятельность государственной власти, но  даже и деятельность многих общественных организаций. К сожалению, верить нельзя никому. Несмотря на стремление стать цивилизованной европейской страной, мы все еще не можем называться сознательным обществом.

Большинство людей в России не представляет, в чем суть деятельности тех или иных органов, и поэтому не может сознательно оценивать их работу. Для этого существует, к примеру, Общественная палата, задача которой напрямую сводится к отслеживанию работы органов государственной власти и общественных организаций. Особенно важен общественный контроль, когда речь идет о деятельности иностранных организаций. На мой взгляд, это необходимо для сохранения целостности государственной системы.   Что касается общественных организаций, деятельность любой из них должна носить созидательный характер. К большому сожалению, в реальности большинство общественных организаций часто превращаются в псевдополитические движения, деятельность которых сводится отнюдь не к созиданию, а, напротив, – к разрушению. Поэтому контроль необходим не только в работе органов государственной власти, но и в работе общественников.

Комментарии

Чтобы оставлять комментарии необходимо войти на сайт или зарегистрироваться

Страхование заключённых


Страхование от несчастных случаев


Страхование от заболевания туберкулезом

Опрос

Мнение

Почему я занимаюсь правозащитой и общественным контролем в тюрьмах?

Бабушкин Андрей Владимирович

Бабушкин Андрей Владимирович

Член Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека, член ОНК Москвы

Меня лично задевает и беспокоит ситуация, когда в тюрьмах оказываются невиновные  люди или когда эти люди виновны, но  с ними  происходит нечто, в результате чего они будут хуже и опаснее, а не лучше и честнее. Люди ожидают  от меня помощи, при этом они возлагают на меня последнюю надежду на справедливость. Я убежден, что если человеку вовремя прийти на помощь, он  также поможет другим.
Подать обращение

Проверить статус обращения

  • Подано 3234 обращения
  • Обработано 1053 обращения
  • В РФ работают 724 члена ОНК
  • 79 ОНК работают в РФ