Необходимо сделать несколько уточнений[1].
"...исправительной колонии № 6 «Обухово», расположенной посреди Петербурга, провели массовые обыски заключенных. К мероприятию привлекли спецназ «Тайфун». В колонии растет напряженность между администрацией и заключенными, не признающими ее требования..."
Вот весь мой (да и других правозащитников тоже) опыт говорит о том, что привлечение спецназа для проведения массовых обысков, может свидетельствовать лишь о двух вещах.
1. Ситуация в колонии настолько запускается, что локальных обысков уже недостаточно. Например, и смешно и грустно читать победные реляции какого-нибудь регионального УФСИНа о том, что, мол, в результате обыска из учреждения было вывезено ... несколько грузовиков (?!) запрещенных вещей. Даже студент-первокурсник юридического вуза, не поверит в официозную лажу о том, что такое количество запрещенных вещей попало в колонию через посылки или путем перебросов через забор. Не говоря уже о том, что запрет запрету рознь. Одно дело кривой ятаган метра на полтора (вопросов нет никаких), другое - матрац вольного образца...
2. Участие спецподразделения "Тайфун" (структуры предназначенной для пресечения бунтов и других волнений) в проведении рутиннейшего, обычнейшего мероприятия - планового обыска, может свидетельствовать только о двух вещах.
Или администрация проводит его не с целью изъять запреты, но для запугивания осужденных.
Или, соответственно, понимает, что во время обыска неизбежно будут перегибы (или сам массовый обыск не обусловлен необходимостью) и протесты осужденных,
Во-всяком случае, знаю немало случаев, когда, даже в колонии особого режима, массовые обыски проходили спокойно, без протестов осужденных, силами, всего лишь, усиленного наряда колонии (без спецназа). И о «…безопасности личного состава, принимавшего участие в мероприятии…» никто и не задумывался. В этом просто НЕ было необходимости!
Есть ещё одно предположение. Силовикам жизненно необходимо, периодически, бряцать металлом, играть мускулами. Поддерживая свой тонус, показывая свою нужность и полезность. Глядишь, можно будет говорить и о каких-то преференциях из бюджета…
ДАЛЕЕ.
«…В колонии растет напряженность между администрацией и заключенными, не признающими ее требования.»
Сразу возникает вопрос. А что делают такие службы этой колонии, как, например, психологическая, воспитательная? И что делает такая служба УФСИН СПб и ЛО, как, скажем, Управление собственной безопасности? Ведь все мы люди-человеки. Каждый может ошибаться. И вне зависимости от того справедливы протесты осужденных или не очень, вне зависимости от этого УСБ УФСИН СПб и ЛО должна контролировать нарушают сотрудники колонии права осужденных или нет, а психологи и воспитатели колонии – разъяснять, разъяснять, разъяснять осужденным, почему именно их претензии несостоятельны (если, действительно, несостоятельны). И разъяснительная работа эта должна быть не для галочки, а реальной, убедительной, искренней и доходчивой.
Это важный момент, если исходить из того, что концепция гуманизации пенитенциарной системы есть НЕ очередная кампанейщина, призванная к созданию некоей карикатурной декорации демократического курса России, а реальное желание властей улучшить-оздоровить ситуацию в местах заключения.
В последнем, применительно к ИК-6, есть большие сомнения. Подтверждением чему может являться то, что, однажды, при очередном посещении ИК-6, решил посмотреть, со своим коллегой – Родионом Эсмедляевым – в чем именно заключается та самая воспитательная и психологическая работа с осужденными, пребывающими в СУС, ПКТ, ШИЗО.
А работа эта заключалась в следующем (а-у-у-ууууу, Антон Макаренко). В первый день, тюремные душеведы и душелюбы читали осужденным … Правила внутреннего распорядка. Во второй день – правила пожарной безопасности. В третий день – нормы ответственности за изготовление холодного оружия. Я это не придумал, так в личных карточках осужденных было записано...
Думаю не нужно быть профессором психологии, чтобы понять – такое отношение (бездушное, чрезмерно формальное, даже, на мой взгляд, полупрезрительное) администрации к осужденным вызовет в умах и сердцах последних, если не протест, то уж точно, копящееся недовольство.
И власть, поступая настолько недальновидно, грубо, неумело, сама же себя и подставляет. Демонстрируя осужденным, ежедневно, ежечасно, ежесекундно, что ей, власти, совершенно неинтересно КАК и ЧЕМ живут те, кого она, власть, призвана, по закону, перевоспитывать, делать лучше, чище, добрее. Демонстрируя осужденным полнейшее (или почти полнейшее) безразличие к тому,ЧТО ИМЕННО их, осужденных, волнует.
Показывая «ощутимо, грубо, зримо», что ему – гражданину начальнику - все эти «демократические закидоны» (выражение одного надзирателя) глубоко безразличны. Что единственным, по настоящему волнующим гражданина начальника, является не дух закона (гуманизация, демократизация) но его буква («положено-не положено»). Точнее – Его Величество Инструкция. Каковая имеет, для почти любого гражданина начальника, особо самостоятельную ценность. Ценность настолько высокую, что этот гражданин начальник будет, в первую очередь, и главным образом, следовать Инструкции, но не федеральному закону. Про такие «бредни», как Конституция, международно-правовые акты, вообще молчу. На них, если и обращают внимание, то в самую последнюю очередь, отдавая вынужденную дань законодательной моде, но не правоприменению.
ДАЛЕЕ
«…В петербургском УФСИН подчеркнули, что «на протяжении всего времени ход проведения мероприятия контролировался представителями прокуратуры и общественных организаций»
Ну, вообще-то, и это не совсем точно. Если обыск был плановым, не обусловленным оперативной необходимостью, и, следовательно, соображения секретности были ни к чему, то почему бы руководству тюремному не сделать то, что делают в некоторых других регионах? Почему бы заранее не оповестить ВСЕХ членов ОНК СПб о предстоящем мероприятии и пригласить на него желающих. Однако, этого не было сделано – я узнал о проходящем обыске из СМИ.
И это тоже, на мой взгляд, НЕ способствует улучшению взаимопонимания между правозащитниками и тюремным начальством.
Ну и, конечно, почти полностью, по моему убеждению, отсутствует в УФСИН СПб и ЛО «обратная связь», готовность учитывать нашу критику. В частности, действительно – «…Борис Пантелеев, представитель Комитета за гражданские права, заявил, что «за последний год не получил из регионального УФСИН ни одного ответа на обращения, касающиеся нарушений, выявленных в колонии № 6». Здесь небольшое уточнение. Мною, неоднократно, подавались в УФСИН СПб и ЛО, отчеты. Но, только не от организации «Комитет за гражданские права», а как члена ОНК Санкт-Петербурга.
И вот на эти отчеты я, до сих пор, в грубом нарушении 5 п., 16 ст., 76 ФЗ РФ, не получил ни единого ответа. Более того, насколько известно, по изложенной информации о нарушениях в этих отчетах проверка не проводится вообще. Полагаю, было бы наивно расчитывать на то, что после такого отношения проблемы, изложенные в этих отчетах, будут рассасываться сами по себе …
Борис Пантелеев,
член ОНК Санкт-Петербурга
[1] Все изложенное здесь является оценочным суждением
Комментарии
Как говорил известный сатирик-философ Станислав Ежи Лец – «Некрасиво предполагать, когда вполне уверен».
Thu, 18 Oct 2012 12:26:13 +0400 от Юрий Блохин <[email protected]>:
Здравствуйте, Конгруент.
В бытность мою о/у оперотдела СИЗО я участвовал в нескольких "Масках-шоу" с привлечением спецназа. Зам нач. управления перед нами ставилось 2 задачи:
"Первая задача - демонстрация силы!". Вторая... Ну, если что найдете, изымать как полагается, с понятыми, по акту".
То есть вторая задача, ради решения которой ФОРМАЛЬНО проводится мероприятие - второстепенная.
Юрий, здравствуйте!
Могу я Ваш коммент, со ссылкой на Вас, или без оной,
поставить на сайте ОНК.РФ?
С уважением,
Борис Пантелеев
Здравствуйте, Конгруент.
Да, можете. Я об этом и студентам рассказываю. Скрывать нечего.
Вы писали 18 октября 2012 г., 12:33:09:
Обращение которое пришло на сайт http://antipytki.ru/:
От: Марина [email protected]
Тема: сегодня 18.10.12 ВСКРЫЛИСЬ несколько заключенных из отряда СУОН
Текст:
ВНИМАНИЕ!!! ПОМОГИТЕ!!!
В ИК-15 г.Ангарск Иркутской области сегодня 18.10.12 ВСКРЫЛИСЬ несколько заключенных из отряда СУОН.
Всё это из-за творящегося беспредела по отношению к заключенным отряда СУОН со стороны сотрудников администрации колонии. Заключенные подвергаются пыткам, физическому давлению и жесточайшему моральному прессингу. И это еще не всё....
Их ИЗБИВАЮТ!!! Этот произвол прикрывает администрация колонии, всё внутри, помощи нет. Из людей сделают инвалидов в лучшем случае, о плохом даже говорить страшно...
Я прошу помощь у каждого, разместите эту информацию, где только возможно.