Пантелеев Борис Еремеевич

Ответственный секретарь ОНК по СПб

12345.6899@bk.ru 8-905-265-02-45
5 апреля 2013, 15:11 нет комментариев

ФСИН ждет новая тюремная реформа

Поделиться

Концепция тюремной реформы, рассчитанная до 2020 года, претерпит существенные изменения. По данным «Известий», на специальном заседании Совета при президенте России по развитию гражданского общества и правам человека будет объявлено о создании межведомственной комиссии по реформе уголовно-исполнительной системы и кардинальном пересмотре основных положений самой концепции. Реформа, задуманная в 2009 году, признана экспертами проваленной, противозаконной и изначально невыполнимой. Кроме того, на ее реализацию — например, на переделку почти 500 колоний в тюрьмы — необходимо 1,8 трлн рублей, которых нет в бюджете.

ФСИН ждет новая тюремная реформа

Корректировка нынешней тюремной реформы была одобрена Владимиром Путиным во время встречи с уполномоченным по правам человека Владимиром Лукиным. Она состоялась 28 марта, но на ней были согласованы лишь общие положения и сама идея создания межведомственной комиссии. На заседании «федотовского» совета, в котором примут участие представители ФСИН, Минюста, администрации президента, Генпрокуратуры, а также правозащитники и сотрудники аппарата уполномоченного по правам человека, будут рассмотрены детали провальной реформы и способы ее корректировки.

В аналитической записке, с которой ознакомились «Известия», идет речь о массовых нарушениях прав осужденных — в частности, 153 тыс. человек были переведены в другие исправительные учреждения, в том числе и в другие субъекты РФ, что прямо противоречит закону и разрывает социальные и семейные связи. А вместо заявленной в концепции реформы раздельного проживания впервые осужденных и рецидивистов получилось ровно наоборот: лица с погашенными или снятыми судимостями, но с богатым тюремным опытом оказались в одних отрядах вместе с «первоходами».

— Люди, которые пришли во ФСИН в 2009-м году, не знают ни уголовно-исполнительного кодекса, ни практики исполнения наказаний. Впервые осужденные и осужденные повторно всегда по закону содержались в разных отрядах, а вот то, что начали творить в рамках концепции, когда 153 тыс. человек гоняли по всей России, — это полное безобразие и нарушение прав осужденных: их оторвали от дома, потратили колоссальные бюджетные средства, что, не сомневаюсь, позволило кому-то на этом нажиться, — говорит официальный представитель РФ в комитете Совета Европы по предупреждению пыток Наталья Хуторская.

Эксперт Совета по правам человека при президенте РФ Владимир Осечкин считает, что реформа с самого начала носила декоративный и имитационный характер.

— Эксперты к ее обсуждению даже не привлекались, научной проработки концепции не было вообще, — говорит Осечкин. — Надо принять непростое, но нужное решение о «перезагрузке» реформы УИС.

Например, согласно планам тюремной реформы, вместо колоний с бараками должны были быть построены комфортабельные тюрьмы с разными видами режима содержания, а также открыты колонии-поселения для впервые осужденных, совершивших нетяжкие преступления. Всего предполагалось построить 721 учреждение нового типа: 58 тюрем особого режима, 180 — усиленного, 210 — общего режима для мужчин и 55 — для женщин. При этом в бюджет не были заложены 1,8 трлн рублей, необходимые для такой перестройки.

В 2012 году удалось перепрофилировать только 13 учреждений, а в тюрьмах — всего их в России семь — на сегодняшний момент отбывает наказание лишь 900 человек, или 0,3% от общего числа осужденных. Тюремный режим в России является составной частью наказания, и после отсидки на «крытке» зэков переводят в обычные колонии. Опыта работы в тюрьмах «полного цикла» в России просто нет.

— В концепции была ссылка на международные стандарты и европейский опыт, но разработчики проекта даже не удосужились ознакомиться с ними, они не поняли суть этих документов, не поняли их духа и буквы, — говорит Хуторская. — Все их ссылки на якобы какие-то международные стандарты — это, извините, блеф, это домыслы непрофессионалов и людей несведущих. Ни в одном европейском документе не указывается, что осужденных надо содержать в тюрьмах, наоборот, европейцам в качестве положительного примера приводили исправительные колонии России, где осужденные имеют относительную свободу передвижения. А спустя три месяца началась работа над концепцией, которая шла в прямо противоположном направлении.

Руководитель Московской ОНК Валерий Борщов заявил «Известиям», что в первую очередь нужно перестроить бараки, а уже внутри них — сделать небольшие комнаты на 6–10 человек.

— Исправительные учреждения в нынешнем виде — это отрыжка ГУЛАГа, но полноценно перестроить их сейчас невозможно, никаких денег на это не хватит, — говорит правозащитник.

О том, что непродуманная реформа привела во многом к катастрофическим последствиям — как для осужденных, так и для сотрудников ведомства, — говорят и сами работники ФСИН.

— Как результат непродуманной реформы — снижение профессионального уровня сотрудников. За последние три года были уволены или ушли со службы сами около 55 тыс. человек, фактически это был разгром профессионального ядра, — считает полковник ФСИН в отставке Сильва Арутюнян. — Отсюда многочисленные жалобы на поборы, увеличение побегов и бунты в колониях, сообщения о которых попадают в прессу.

Первым о провале реформы ФСИН вслух в конце прошлого года заявил первый замдиректора ведомства Эдуард Петрухин. Случилось это в Челябинске на выездном заседании рабочей группы Совета при президенте по развитию гражданского общества и правам человека, посвященном расследованию бунта в копейской колонии № 6. Руководство тюремного ведомства сразу же открестилось от его резких заявлений, назвав их «частным мнением». В отношении Петрухина начали служебную проверку. По ее итогам генералу вменили «грубое нарушение служебной дисциплины». Комиссия предложила привлечь Петрухина к дисциплинарной ответственности и поставить вопрос о соответствии занимаемой должности и «возможности дальнейшего прохождения службы в УИС».

Одним из способов выхода из сложившейся ситуации эксперты считают не только существенную корректировку самой концепции, но и смещение акцентов с тюремного содержания осужденных на применение альтернативных видов наказания и даже строительство новых тюрем за счет частных инвесторов — с последующей передачей их в аренду государству.

 

Комментарии

Чтобы оставлять комментарии необходимо войти на сайт или зарегистрироваться

Страхование заключённых


Страхование от несчастных случаев


Страхование от заболевания туберкулезом

Опрос

Мнение

Можно ли бить людей (заключённых)?

Михаил Федотов

Михаил Федотов

Советник Президента РФ, Председатель Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека

На этот вопрос не может быть утвердительного ответа. С таким же успехом можно задавать вопрос: можно ли лишать человека жизни? Разумеется, бить людей нельзя. Такое право не предоставлено ни сотрудникам ФСИН, ни сотрудникам полиции, ни кому бы то ни было. Тот, кто избивает человека, совершает уголовное преступление. И не имеет значение, кого именно он избивает: задержанного, обвиняемого, осужденного - каждый имеет право на телесную неприкосновенность. Другое дело, что федеральные законы предоставляют сотрудникам ФСИН и полиции определенные права по применению физической силы в отношении правонарушителей. Если, например, будет установлено, что применение силы было самоцелью или не вызывалось объективной необходимостью, то виновный должен быть привлечен к ответственности. Конечно, между требованиями закона и реальной практикой бывает дистанция огромного размера. Для того, чтобы эта дистанция неуклонно сокращалась, самое лучшее средство - открытость силовых структур, повседневный гражданский контроль, воспитание в стражах порядка подлинного уважения к правам человека.
Подать обращение

Проверить статус обращения

  • Подано 3171 обращение
  • Обработано 1053 обращения
  • В РФ работают 724 члена ОНК
  • 79 ОНК работают в РФ