Бабушкин Андрей Владимирович

Член Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека (руководитель постоянной комиссии по содействию ОНК и реформе пенитенциарной системы)

stenlilimited@bk.ru 8 (901) 519-62-40
25 ноября 2015, 02:53 нет комментариев

Лицо закона о применении спрецсредств и оружия в тюрьмах постепенно меняется

Поделиться

23 ноября  в Госдуме под председательством депутата Александра Хинштейна  более 3  часов заседала рабочая группа по доработке законопроекта о применении оружия, спецсредств и физической силы  в уголовно- исполнительной системе.

Напомню, что законопроект вышел из недр Минюста год назад, подвергся резкой критике правозащитников, в том числе Эллы Памфиловой и СПЧ, а на заседании Совета по правам человека депутат Хинштейн  обещал, что ко второму  чтению закон будет доработан с учетом мнения правозащитников. И свое обещание Александр Евсеевич сдержал.

Начну с хорошего.

В законе появилась норма о том, что в случае, если заключенный получил травму  в результате применения силы, спецсредств или оружия, то мед. помощь ему оказывается незамедлительно,  также незамедлительно фиксируются и телесные повреждения.

Обязанность сбора рапортов и актов о применении физсилы, спецсредств и оружия, а также  объяснений пострадавших и очевидцев возлагается  на начальника  учреждения.

Закон дополнен  нормой о том, что заведомо незаконные приказы и распоряжения о применении  указанных мер принуждения выполнению не подлежат.
Такие основания применения средства, как  пресечение массовых беспорядков и применение групповых нарушений, дезорганизующих работу учреждения,   выделены в 2 разных пункта, при этом  для пресечения групповых нарушений установлен меньший  объем возможных для  применения спецсредств.

Изменена формулировка применения спецсредств при конвоировании:  они могут быть применены не тогда,  когда поведение заключенного свидетельствует о том, что он МОЖЕТ совершить побег, а тогда, когда  из поведения видно, что он НАМЕРЕН это сделать.

Исключено применение газовых средств при пресечении противодействия и неповиновения  законным требованиям сотрудников УИС.

В качестве участка тела, по которым нельзя наносить удары включены пятки, которые ранее были в тексте законопроекта, но загадочным образом оттуда исчезли.
Введен запрет на нанесение  ударов палкой лицам старше 65 лет,  когда их возраст известен или очевиден, а  также на применение электрошокера к лицам с заболеванием сердца.

Изменена формулировка оснований о применении оружия: если  в прежней редакции его можно было применить при посягательстве, сопряженным с насилием, опасным для здоровья сотрудника или заключенного  под стражу,  то в измененной редакции речь идет только об опасности  причинения тяжкого вреда.

Исключена возможность применения оружия для пресечения физического сопротивления сотрудникам УИС.

Однако  немало моментов в законе по-прежнему вызывают тревогу.

Отклонена очень важная поправка группы депутатов Госдумы,  которые предлагают ввести запрет на применение спецсредств и оружия, если такое применение  не фиксируется на видеоносители.

По прежнему  сохранена возможность применения  дубинок в отношении лиц, которые допускают неповиновение законным требованиям сотрудников УИС.
Не исчезла опасность применения резиновых палок для блокирования движения групп граждан, совершающих противоправные действия на прилегающей к учреждению ФСИН территории, например, журналистов, снимающих вывеску  СИЗО.

Рабочая группа  договорилась о том, что подумает  о том, как быть с этими и другими сомнительными нормами.

Сходил я  в Госдуму не зря: рабочая группа приняла 7 моих поправок.

Комментарии

Чтобы оставлять комментарии необходимо войти на сайт или зарегистрироваться

Страхование заключённых


Страхование от несчастных случаев


Страхование от заболевания туберкулезом

Опрос

Мнение

Почему я занимаюсь правозащитой и общественным контролем в тюрьмах?

Охотин Сергей Владимирович

Охотин Сергей Владимирович

Член ОНК Кемеровской области, координатор Gulagu.net

Потому, что до настоящего времени верю, что человек, гражданин, может и должен, влиять и вмешиваться в деятельность должностных лиц и органов власти, когда знает (достоверно осведомлён) о фактах нарушения прав человека и Основного Закона Государства, без этого невозможно самоуважение: тут либо нужно не "знать и не ведать", либо Делать (противостоять).
Подать обращение

Проверить статус обращения

  • Подано 3210 обращений
  • Обработано 1053 обращения
  • В РФ работают 724 члена ОНК
  • 79 ОНК работают в РФ