4 февраля 2019, 01:58 нет комментариев

Как Минюст Удостоверяющий центр создавал, а Чумаков награды получал. Пример «эффективного» менеджмента

Поделиться

30 ноября 2018 в социальной сети Gulagu.net  было размещено заявление ее основателя в Управление президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции (А.С. Чоботову), Генеральную прокуратуру Российской Федерации (Ю.Я. Чайке) и Счетную палату (А.Л. Кудрину) о коррупции и конкретных фактах совершения директором Департамента организации и контроля Министерства юстиции Российской Федерации Чумаковым Андреем Владиславовичем должностных правонарушений, имеющих  признаки халатности, проявленной при выполнении служебных обязанностей, повлекшей причинение ущерба в особо крупном размере (ст. 293 УК РФ).  

В заявлении были указаны факты незаконных действий (бездействия) А.В. Чумакова, которые нанесли ущерб интересам Российской Федерации в особо крупном размере, заключающийся в утрате возможности создания Минюстом России информационной системы удостоверяющего центра Минюста России (далее для краткости – Удостоверяющий центр или УЦ) и потере средств федерального бюджета в размере стоимости лицензий на программное обеспечение (1 196 631,1 рублей), а также нецелевом использовании закупленного оборудования, стоимостью 1 386 000 рублей.

Пока заинтересованные органы власти проводят проверку обстоятельств причинения А.В. Чумаковым ущерба бюджету Российской Федерации, мы, в рамках общественного контроля, продолжаем следить за ходом ее проведения и публикуем дополнительную информацию, свидетельствующую о его непосредственной причастности к инциденту с Удостоверяющим центром и фактах халатности.

Удостоверяющий центры создаются для обеспечения юридических и физических лиц сертификатами электронной подписи, подтверждающими, что электронная подпись принадлежит именно владельцу.

История создания Удостоверяющего центра началась в 2008 году с принятия в Минюсте России решения о необходимости обеспечения юридически значимого документооборота и объявления открытого конкурса  на поставку  необходимых программных и аппаратных средств. Однако в 2008 году поставка так и не состоялась по причине отклонения всех участников и признания торгов не состоявшимися.

              

К задаче создания  Удостоверяющего центра вновь вернулись лишь в 2010 году, когда Минюст России провел новые торги и заключил контракты более чем на 2,5 миллиона рублей, по которым были поставлены и приняты к учету средства вычислительной техники и лицензионное программное обеспечение (600 лицензий).

В требованиях аукционной документации были конкретно указаны цели проведенных закупок и назначение приобретаемых товарно-материальных ценностей. 

Так, согласно п.2.1 Технического задания технические средства закупались исключительно для создания Удостоверяющего центра и реализации мероприятий по обеспечению пользователей системы электронного документооборота средствами электронной подписи и шифрования.

Кроме того, согласно п.1.13 программные  средства закупались для обеспечения технических условий реализации целевых функций  Удостоверяющего центра, в том числе условий применения электронных подписей в информационных системах электронного документооборота.

Таким образом, поставка и использование указанной вычислительной техники и программного обеспечения для нужд не связанных с созданием УЦ и обеспечением юридической значимости электронных документов в системе электронного документооборота Минюста России – является нецелевым использованием средств федерального бюджета.

Ответственным за организацию электронного документооборота и обеспечение юридической значимости электронных документов посредством использования электронных подписей в Министерстве Юстиции России является Департамент организации и контроля.

В мае 2011 года А.В. Чумаков получил полномочия по созданию и развитию информационных систем в Минюсте России после назначения его директором Департамента организации и контроля, и должен был внедрить в эксплуатацию Удостоверяющий центр. Уместно напомнить, что в этом же году по инициативе А.В. Чумакова Минюст России приобрел и внедрил новую дорогостоящую систему электронного документооборота СЭД «Дело» производства компании «Электронные офисные системы». Однако, не смотря на заложенные в техническое задание на СЭД «Дело» требования Департамента организации и контроля об обеспечении технической возможности ведения юридически значимого электронного документооборота, А.В. Чумаков не организовал использование ведомственных электронных подписей в системе электронного документооборота Минюста России, в результате чего также не были использованы оплаченные в рамках поставки СЭД «Дело» функциональные модули, обеспечивающие техническую возможность подписания электронных документов электронной подписью.

В 2012 году в Минюсте России было утверждено Положение о порядке осуществления финансового контроля Министерством юстиции Российской Федерации, согласно которому к основным задачам финансового контроля относится контроль за соблюдением законности, эффективности и целесообразности использования средств федерального бюджета, материальных и трудовых ресурсов, законностью хозяйственных операций и обеспечением сохранности государственной собственности. Так как организация финансового контроля и ответственность за его состояние в Минюсте России возложены на Департамент организации и контроля, то причины сокрытия упомянутых фактов неэффективности бюджетных расходов и халатности А.В. Чумакова становятся понятными.

При попустительстве и халатности А.В. Чумакова приобретенные средства вычислительной техники были использованы не по назначению (другими словами имело место «нецелевое использование средств»). А программное обеспечение (лицензии) и вовсе не использовалось. К 2015 году сроки действия лицензий на его использование закончились.

А.В. Чумаков скрыл тот факт, что Удостоверяющий центр создан не был, а приобретенные Минюстом России товарно-материальные ценности  «разбазарены». Такие таланты и близость к Министру юстиции тем не менее позволили Чумакову своевременно получать классные чины высшей группы должностей и два раза подряд получить «благодарность Министерства юстиции Российской Федерации» (приказы Минюста России от 09.06.2011 № 744-лс и от 03.09.2012 № 1120-лс).

Вместо внедрения Удостоверяющего центра в Минюсте России Чумаков в 2014 году успел «выполнить» другую задачу и, временно возглавив Главное Управление Минюста России по Республике Крым, организовать там новую компьютерную сеть на 50 рабочих мест за 10 миллионов рублей (!), а также установить 1 (!) рабочее место системы электронного документооборота. Об «активной»  деятельности  Чумакова в Крыму мы подробно расскажем в отдельной статье, а пока вернемся к основной теме.

Игнорируя наличие уже поставленных Минюсту России в 2011 году лицензий программного обеспечения для обеспечения сотрудников средствами электронной подписи, А.В. Чумаков инициировал новые закупки и направил заместителю Министра письмо от 18.06.2012 № ДЗ-05/101102-12 с просьбой дать указание о закупке 100 дополнительных лицензий на программное обеспечение для работы с электронными подписями, аналогичных ранее закупленным. При этом 600 ранее закупленных лицензий использованы не были.

Так как Удостоверяющий центр в Минюсте не был внедрен в эксплуатацию, а необходимость в обеспечении  средствами электронной подписи сотрудников министерства сохранялась, А.В. Чумаков в конце 2012 года направил в Департамент управления делами новое письмо с просьбой приобрести в первом квартале 2013 года еще 100 лицензий на те же самые цели!

В 2014 году А.В. Чумаков согласовывал выделение средств на создание Удостоверяющего центра для обеспечения работы системы электронного документооборота в рамках государственной информационной системы «Комплекс управления ведомственным контентом судебных экспертных учреждений Минюста России» (КУВК СЭУ). В 2017 федеральному бюджетному учреждению «Российский  федеральный центр судебной экспертизы при Минюсте России» был поставлен Удостоверяющий центр с лицензией на изготовление 1400 электронных подписей и их сертификатов. Но по каким-то причинам Минюст России услугами Удостоверяющего центра ФБУ РФЦСЭ при Минюсте России не пользуется.

Приведенные факты и материалы в очередной раз наглядно демонстрируют уровень организации и планирования деятельности одного из основных обеспечивающих департаментов министерства и его руководителя А.В. Чумакова.

Как и в случае с нарушениями А.В. Чумаковым антикоррупционного законодательства при использовании служебной квартиры, − кумовство, коррупция и покровительство пока помогают ему избегать положенной по закону ответственности. Но наша редакция продолжает следить за развитием событий по выше означенной ситуации и со своей стороны выражает благодарность многим порядочным и неравнодушным работникам Минюста России и его территориальных органов за их поддержку, а также предоставляемые материалы и информацию.  

В Администрации Президента Российской Федерации и Генеральной прокуратуре зарегистрировано заявление основателя социальной сети Gulagu.net  по опубликованным фактам халатности и коррупционной деятельности, а значит точка в этом вопросе еще не поставлена.

Комментарии

Чтобы оставлять комментарии необходимо войти на сайт или зарегистрироваться

Страхование заключённых


Страхование от несчастных случаев


Страхование от заболевания туберкулезом

Опрос

Мнение

Почему я занимаюсь правозащитой и общественным контролем в тюрьмах?

Бабушкин Андрей Владимирович

Бабушкин Андрей Владимирович

Член Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека, член ОНК Москвы

Меня лично задевает и беспокоит ситуация, когда в тюрьмах оказываются невиновные  люди или когда эти люди виновны, но  с ними  происходит нечто, в результате чего они будут хуже и опаснее, а не лучше и честнее. Люди ожидают  от меня помощи, при этом они возлагают на меня последнюю надежду на справедливость. Я убежден, что если человеку вовремя прийти на помощь, он  также поможет другим.
Подать обращение

Проверить статус обращения

  • Подано 3643 обращения
  • Обработано 1053 обращения
  • В РФ работают 724 члена ОНК
  • 79 ОНК работают в РФ