Бабушкин Андрей Владимирович

Член Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека (руководитель постоянной комиссии по содействию ОНК и реформе пенитенциарной системы)

[email protected] 8 (901) 519-62-40
17 июля 2018, 02:10 нет комментариев

Как сделать, чтобы тюрьма исправляла?

Поделиться

Рекомендации круглого стола «О Концепции развития Уголовно–исполнительной системы России».
    
Участники круглого стола рекомендуют дополнить  Концепцию развития УИС:

1. Для стимулирования правопослушного поведения осужденных ввести зачет сроков один месяц лишения свободы за 40 дней:

  • для лиц, получающих общее, среднее профессиональное, высшее профессиональное образование;
  • для лиц, работающих на производстве или выполняющих работы по хозяйственному обслуживанию учреждения;
  • для лиц, признанных после осуждения инвалидами третьей группы;
  • для лиц, активно участвующих в программах, проводимых учреждением УИС, аттестованными общественными или религиозными организациями, направленных на достижение целей наказания.  

2) Дополнить основные средства исправления осужденного:

  • получение осужденным высшего профессионального образования;
  • успешное участие в программах, проводимых учреждением УИС, аттестованными общественными или религиозными организациями, направленных на достижение целей наказания;
  • прохождение курса лечения от психического заболевания, алкогольной или наркотической зависимости
  • социальная работа, сохранение и развитие социально-полезных связей.

3. Разработать современную прогрессивную систему уголовно-исполнительного воздействия на осужденного, которая бы предусматривала:

3.1. Составление индивидуального плана исправительной реабилитационного осужденного  (ИПИРО) на основании приговора и данных об осужденном в период применения в отношении него меры пресечения;

3.2.  Модель реализации ИПИРО, не связанного с лишением свободы, которая бы предусматривала этапы:

  • изучение личности обвиняемого на стадии применения в отношении него меры пресечения;
  • направление в суд выводов о личности осужденного, его исправительном потенциале;
  • исполнение в отношении осужденного наказания, не связанного с лишением свободы;
  • проведение с осужденным профилактической работы после прекращения исполнения  в отношении него уголовного наказания.

3.3. Модель реализации ИПИРО, связанного с лишением свободы, которая бы предусматривала этапы:

  • изучение личности обвиняемого на стадии применения в отношении него меры пресечения;
  • направление в суд выводов о личности осужденного, его исправительном потенциале;
  • направление осужденного в место лишения свободы;
  • отбытие осужденным в обычных условиях отбытия наказания;
  • перевод осужденного в облегченные условия отбытия наказания;
  • перевод осужденного в исправительную колонию более мягкого режима либо в колонию – поселение либо условно-досрочное освобождение либо замена наказания более мягким;
  • перевод осужденного в исправительный центр, реабилитационный центр, либо условно-досрочное освобождение либо замена наказания более мягким;
  • при назначении административного надзора - возможность досрочного прекращения административного надзора;
  • при поражении в правах в связи с судимостью или привлечением к уголовной ответственности – возможность прекращения такого поражения в правах.

Примечание: в отношении осужденных к пожизненному лишению свободы, тяжело больных и некоторых других категорий осужденных действуют специальные модели ИИРОП.

4. В части доступа осужденных к информации:

  • снять барьер в получении информации в виде ограничения, согласно которому осужденный может приобретать книги, газеты, журналы не только за счет собственных средств
  • учреждению, из которого убыл осужденный информировать о месте убытия, и учреждению, куда осужденный прибыл для отбытия наказания, информировать о факте его прибытия осужденного и его правах на поддержание социально-полезных связей, родных и близких незамедлительно способом, выбранным самим осужденным;
  • обеспечить доступ осужденных в информационно-телекоммуникационной сети Интернет по белому списку разрешенных сайтов: а) ежедневно каждому осужденному в течение одного часа; б) в порядке поощрения – 2 дополнительных часа ежедневно; в) в рамках учебного процесса в течение времени необходимого для участия в таком процессе;
  • обеспечить возможность прослушивания радиопередач во всех камерных помещениях;
  • создать на базе библиотеки центры правовой информации;
  • ввести минимальный перечень наименований книг, которыми должны быть обеспечены библиотеки учреждений УИС.

5. Для защита обвиняемых и осужденных от нарушений прав человека:

  • предусмотреть наличие телефона прямой связи с руководством территориального органа УИС, помощником по правам  человека;
  • предусмотреть 2-сторонню дуплексную связь между камерой и пультом дежурного;
  • предусмотреть обязательный перевод подозреваемых, обвиняемых и осужденных, пожаловавшихся на применение к ним пыток, жестокого и унижающего обращения в Единое помещение по обеспечению безопасности, подчиняющееся начальнику территориального  органа УИС напрямую;

6. Для обеспечения права на защиту:

  • ввести норматив обеспеченности адвокатскими кабинетами в СИЗО из расчета  не менее 5 кабинетов на СИЗО см лимитом наполнения в 100 человек, и далее 2 кабинетов на 100 заключенных под стражу;
  • создать систему предварительной электронной записи адвокатов к своим подзащитным.

7. Для обеспечения материально-бытовых условий, соответствующих потребностям организма человека:

  • предусмотреть, что на 1 осужденного в локальном участке должно приходиться не менее 6 м. кв.;
  • предусмотреть, что на 1 осужденного в запираемых помещениях должно приходиться не менее  4 м. кв.;
  • предусмотреть, что в прогулочных дворах СИЗО и запираемых помещений ИУ, локальных участках ИУ должен быть оборудован спортивный уголок.

8. Для оказания квалифицированной медицинской помощи:

  • создать во всех филиалах медсанчастей кабинеты телемедицины;
  • ввести для подозреваемых, обвиняемых и осужденных нормативы зубопломбирования;
  • предусмотреть для осужденных, не имеющих средств и возможности при влечения их со стороны, возможность бесплатного зубопротезирования при наличии показаний;
  • распространить на осужденных программу обязательной диспансеризации и консультативных смотров населения;
  • добиться 100-5 обеспеченности осужденных-инвалидов  средствами реабилитации.

9. Для более активного привлечения общественных объединений к работе в УИС:

  • ввести систему аккредитации общественных объединений для посещения учреждений УИС и участия в программах оказания помощи и реабилитации;
  • стремиться  к доведению численности членов ОНК до 40 человек;
  • включать мероприятия общественных и религиозных организаций в план воспитательной работы колонии.

10. Заменить понятие «гуманизации», как цели реформирования УИС, которую большинство людей воспринимают, как смягчение условий отбытия наказания, на понятие «нормализации», как максимальное приближение условий содержания в учреждении УИС к условиям жизни на воле.

11. Изменить правовой статус обязанностей осужденных,  в том числе не привлекать осужденных к ответственности за то, что осужденные не обеспечил выполнение своих обязанностей, предусмотрев наложение взыскания только за невыполнение запрета.

12. Изменить критерии оценки, предусмотрев в качестве таких критериев в том числе:

  • уровень постпенитенциарного рецидива;
  • средний размер заработной платы работающих осужденных;
  • сохранение и восстановление осужденными социально-полезных связей;
  • обеспечение осужденных паспортами и иными документами.

Запретить применение в качестве критерия работы учреждения УИС количество явок с повинной и показаний, направленных на раскрытие преступлений прошлых лет.

Предусмотреть, что при проверке по таким заявлениям и показаниям, такие материалы и дела подведомственны специальному подразделению МВД России и СКР на уровне субъекта Федерации.            

13. Информационная открытость ФСИН России должна предусматривать:

  • ежегодный отчет директора ФСИН России перед Парламентом с содокладами УПЧ и председателя СПЧ;
  • публикацию ежегодных отчетов о реализации Концепции;
  • сокращении актов с грифом «для служебного пользования»,  сохранения такого грифа, как правило, только для части соответствующего акта, не затрагивающего порядка реализации прав человека.

14. Разработать процессуальные аспекты наложения взысканий на обвиняемых и осужденных, предусмотрев, права и обязанности лиц, участвующих в дисциплинарном производстве.

Запретить нахождение осужденного в штрафном или дисциплинарном изоляторе более 60 суток в течение года.

15. Создать в структуре ФСИН России Главное управление по вопросам пробации (ГУВП), возложив на него:

  • надзор за обвиняемыми, в отношении которых избрана мера пресечения, не связанная с лишением свободы;
  • доклад суду о результатах наблюдения за поведением таких лиц;
  • составление ИПИРО в отношении лиц, которым  назначено наказание, не связанное с лишением свободы;
  • участие  в корректировке ИПИРО в отношении лиц, которые освобождаются условно-досрочно либо которым лишение свободы заменяется более мягким наказанием;
  • исполнение наказания в отношении лиц, которым лишение свободы заменено  более мягким видом наказания;
  • контроль за поведением лиц, освобожденных условно- досрочно;
  • руководство реабилитационными центрами для лиц, готовящихся к освобождению;
  • руководство инспекторами профилактики.

Комментарии

Чтобы оставлять комментарии необходимо войти на сайт или зарегистрироваться

Страхование заключённых


Страхование от несчастных случаев


Страхование от заболевания туберкулезом

Опрос

Мнение

О будущем демократии в России

Алексеева Людмила Михайловна

Алексеева Людмила Михайловна

Правозащитник, член-основатель МХГ

Через 10-15 лет Россия станет демократической страной и правовым государством. Кто бы ни сидел в Кремле, люди не позволят обращаться с собой как с быдлом. В странах с развитой демократией в правительствах тоже сидят не ангелы, но они просто не смеют так себя вести — им этого не позволяют.
Подать обращение

Проверить статус обращения

  • Подано 3462 обращения
  • Обработано 1053 обращения
  • В РФ работают 724 члена ОНК
  • 79 ОНК работают в РФ